ВИДИМОСТЬ И ИСТИНА (в Неделю о самаритянке).

Хуан де Фландес, «Христос и самаритянка», XVI в.

Отец Небесный ищет Себе поклонников, которые будут поклоняться Ему в духе и истине.

Таков посыл Евангельского чтения в Неделю о самаряны́не.

Вроде, просто: тот, кто владеет истинным знанием, владеет истиной.

Но не так все просто. Есть знание истинное (подлинное), но оно само по себе еще не есть истина. Истина – это знание, плюс дело (действие). Истина в деле.

Ибо возможна ситуация, когда истина – это видимость. Например.

На словах мы говорим истину. А в сердце имеем другое.

Или на словах говорим истину, а делаем подлость.

Или делаем дело правды, а в сердце держим подлость.

Всякое такое (и любое другое) расхождение между словом, делом и помышлением сердца – уже не истина.

А Бог ищет тех, кто поклоняется Ему в истине.

 

Непросто обстоит дело и с поклонением в духе.

Противоположность духа – буква (формальность).

Христос говорит о том, что Богу нужны не те, кто соблюдает формальность, а те, кто соблюдает глубинную потребность своего сердца, совпадающую с волей Божией. Богу важно не то, что вовне, а то, что двигается духом человеческим.

То есть не видимость нужна, и подлинное существо вещей.

 

Так как Церковь, будучи Небесной, живет в историческое время (до наступления Царства Небесного), то, имея земное тело, она выражает Дух материальными способами, формой: жестом (крестное знамение), материей (святая вода, елей), действованием тела (обрядовые действия).

Пока Церковь на земле, Дух нисходит на Церковь через форму.

Очень важно, чтобы совпадали дух и форма.

Возможные искажения на этом пути:

форма есть, духа нет (формальная обрядовость);

дух ищется, а форма пренебрегается (хаотичная, анархичная вера «в сердце», или вера «в уме», или вера «в духе», «без Церкви», «без обрядов»; излишняя свобода от церковных форм).

Да, некоторая свобода от церковных форм необходима – чтобы человек не был рабом формальностей, и не испытывал излишний страх перед нарушением формы.

Но полная свобода от церковных форм – это не дух, а анархия. А «Бог не есть Бог неустройства» (1 Кор. 14, 33), и Дух подает себя в церковных формах, освящая Собой телесность, освящая собой букву. Телесность (буква) – это каркас, который держит человека; каркас, или устав, или правило. Если не «на-правлять» (от слова «правило») человека, то он или растечется как амеба, или устремится вместе с падшим ангелом туда, где царствует иллюзия свободы. Иллюзия, а не истина.

 

Истины и духа, а не видимости, ждет от нас Бог.

 

Вот наше поле для покаяния. Вот наше поле для откровения на исповеди. Разница между делом и помыслом сердца могут стать предметом внимания, как для сокрушения сердечного, так и для откровения на исповеди.

Дух же дышит где хочет (Ин. 3, 8), и Он силен подать нам, в ответ на наши слабые усилия, подлинное покаяние, и соединение жизни в целостность, в единство между сердечными помышлениями, словами, и поступками; то есть ввести нас в Истину.

Екатерина Воронкова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели