ВЕТВИ В СЕРДЦЕ (Ветки Пастыря)

Вербное воскресенье — по-церковнославянски Неделя Ваий.
Ва́ия – это мягкие нежные веточки, только лишь распускающиеся, с которыми встречали Христа люди при входе Его в Иерусалим.
В этом году мало кто будет в храме с ветвями вербы.
Но в сердце каждого из нас есть такая ваия.
В начале Поста каждому из нас был дан дар – веточка, которую мы могли полить и возрастить в сердце.
Теперь можно провести осмотр веточки. Жива ли она? Что с ней стало? Какого она вида?
О видах ветвей говорит от имени Ангела покаяния Ерм (Герм) — в своем произведении «Пастырь». Оно написано во II веке. Это голос к нам ранних христиан.

«Пастырь [Ангел покаяния] показал мне заросли ивы, в тень которых пришли все призванные в имени Господа. И подле этой ивы стоял славный, весьма высокий ангел, он большим серпом отрезал с ивы ветви, и народу, который был под тенью ивы, раздавал небольшие, длиною в локоть, ветки.

Прошло время. И Ангел, раздававший ветки, потребовал их назад. Он подзывал людей, они подходили в том же порядке, в каком получали, и возвращали ветки. Ангел Господень принимал их и рассматривал.

У некоторых зеленые ветки были и С НОВЫМИ ОТРОСТКАМИ, и с ПЛОДАМИ на них. Мужи, возвращающие такие ветки, приходили с очень довольным видом, и сам ангел был весьма весел, и пастырь тоже радовался.

Это те, которые вели борьбу с дьяволом и победили его, те, которые, соблюдая слово Сына Божия, пострадали за Его слово.

Иные отдавали ветки зелеными и с МОЛОДЫМИ ПОБЕГАМИ, ангел принимал их также с большим удовольствием.

Это те, которые, хоть и потерпели мучение за тот Закон, но не вкусили смерти и не отреклись от своего Закона.

А у большинства людей были такие же ЗЕЛЕНЫЕ ВЕТКИ, какими они их и получили; ангел весьма радовался им.

Это суть кроткие и праведные, которые жили с чистым сердцем и соблюли заповеди Божии.

Ангел Господа велел принести венцы. Принесены были венцы, и ангел надел их на тех мужей, и велел им идти в башню, дав им печать. На всех входивших в башню была одежда, белая как снег.

Затем приступили прочие.

От некоторых он получал СУХИЕ, КАК БЫ ИЗЪЕДЕННЫЕ ГНИЛЬЮ ветки, и тем он повелел встать отдельно.

Это суть отступники и предатели Церкви, которые во грехах своих хулили Господа и постыдились имени Его, на них призванного; все они умерли для Бога

Те, которые вернули ветки СУХИЕ, НО НЕ ТРОНУТЫЕ ГНИЛЬЮ, тоже встали отдельно. Это были лицемеры, которые вводили чуждые учения и совращали рабов Божиих.

Особо встали и те, кто принес ветки ПОЛУСУХИЕ. Это сомневающиеся: они ни живы, ни мертвы.

Затем встали те, у кого ветки были С ТРЕЩИНАМИ. Это злоязычные, которые поносят отсутствующих, никогда не живут в мире, но постоянно находятся в раздоре.

Некоторые возвращали ветки НА ДВЕ ТРЕТИ СУХИМИ, А НА ТРЕТЬ – ЗЕЛЕНЫМИ. Они означают тех, которые, будучи различным образом совращены, отреклись от Господа.

А некоторые — наоборот: НА ДВЕ ТРЕТИ ЗЕЛЕНЫМИ И НА ТРЕТЬ — СУХИМИ. Это суть верные, которые обогатившись и обретя славу среди людей, впали в большую гордость, стали высокомерными, оставили истину и не имели общения с праведными, но жили вместе с грешниками, и эта жизнь казалась им приятнее; от Бога, впрочем, они не отпали и сохраняли веру, только не творили дела веры.

Иные подавали ветки ПОЛНОСТЬЮ ЗЕЛЕНЫЕ, и только САМАЯ ВЕРХУШКА БЫЛА СУХАЯ. Они всегда были добрыми, верными и славными у Бога, но согрешили несколько раз по причине небольших удовольствий и мелких несогласий, которые имели между собою

А в других ветках было СОВСЕМ МАЛО ЗЕЛЕНОГО.  Это те, кто только уверовали в Бога, но творили беззаконие

 

Пастырь сказал мне: «Возьмем эти ветки у тех, кто остался вне башни, и посадим их в землю, может быть, некоторые из них зазеленеют снова». Я удивился: «Господин, каким образом могут снова зазеленеть ветки, которые уже засохли?» Он ответил: «Это дерево — ива, и любит жизнь; поэтому, если эти ветки будут посажены и получат чуть-чуть влаги, многие из них опять зазеленеют. Полью их водою, и если какая из них сможет ожить, порадуюсь за нее; если же нет, по крайней мере, я не был небрежен».

Пастырь приказал мне позвать людей в том порядке, в каком они стояли; подошли они и передали свои ветки. Получив их, пастырь каждую посадил по порядку. И, рассадивши, так обильно поливал их водою, что вода полностью покрыла их. Полив, он сказал: «Пойдем, а через несколько дней воротимся и посмотрим все ветки. Ибо Сотворивший это дерево хочет, чтобы были живы все происшедшие от него ветки».

Я спросил: «Господин, объясни мне, что означает это дерево? Я недоумеваю, почему оно остается целым, ведь срезано с него столько веток, но не видно, чтобы от него что-нибудь убавилось». «Это большое дерево, – ответил он, – покрывающее поля и горы и всю землю, – Сын Божий. Люди, стоящие под сенью его, и получившие ветки, означают тех, которые услышали и уверовали в Него. А то, как каждый соблюл свою ветку, зависит от него самого.

Через несколько дней мы возвратились туда, и пастырь велел мне подпоясаться полотенцем и помогать ему. Я подпоясался чистым платом. Видя, что я готов служить ему, он сказал: «Зови тех мужей, ветки которых посажены в землю, в том порядке, в каком каждый их подавал». И отправился я в поле, созвал всех, и они стали на свои места. «Пусть каждый вынет свою ветку и подаст мне», — указал он.

Прежде всего подали те, у которых ветки прежде были СУХИЕ И ГНИЛЫЕ. Ветки опять оказались загнившими и сухими, и пастырь повелел им встать отдельно. Он пояснил мне: «Это суть отступники и предатели Церкви, которые во грехах своих хулили Господа и постыдились имени Его; все они умерли для Бога. И ты видишь, что никто из них не покаялся, и они презрели слова Божии; от этих людей отступила жизнь».

После подали ветки те, у которых ранее они были СУХИЕ, НО НЕ ГНИЛЫЕ. Одни из них подали ветки зеленые, а другие — сухие и загнившие, как бы тронутые гнилью. Тем, которые подали ветки зеленые, велел он стать отдельно; а которые подали сухие и загнившие, велел стать вместе с первыми. Пастырь пояснил: «Они были лицемеры, вводили чуждые учения и совращали рабов Божиих. Но они имеют надежду покаяния; и ты видишь, что многие из них уже покаялись, и еще покаются. Те, которые не покаются, потеряли жизнь свою; те же, которые покаялись, сделались добрыми и местопребыванием их стали первые стены, а некоторые вошли даже внутрь башни».

Потом подали те, чьи ветки прежде были ПОЛУЗАСОХШИЕ И С ТРЕЩИНАМИ; многие из них принесли ветки зеленые и без трещин; а некоторые — зеленые, имеющие побеги и даже плоды, как те, которые увенчанные вошли в башню; другие подали сухие и поврежденные, иные сухие, но не гнилые, а некоторые полусухие и с трещинами, какими и прежде были. И всех их пастырь разделил на группы, повелел каждой стать отдельно. Пастырь пояснил: «Те, у которых ветки были только полусухие, — это сомневающиеся: они ни живы, ни мертвы; а те, которые подали ветки полусухие и с трещинами, — это сомневающиеся и вместе с тем злоязычные, которые поносят отсутствующих, никогда не живут в мире, но постоянно находятся в раздоре. Впрочем, и им есть покаяние. Видишь, и из них некоторые покаялись. Из них немедленно покаявшиеся найдут себе место в башне, а те, которые позднее покаялись, будут обитать на стенах. Те же, которые не покаялись, но остались при своих делах, обретут погибель».

Потом принесли ветки те, у которых они прежде были хотя ЗЕЛЕНЫЕ, НО С ТРЕЩИНАМИ: все они подали их теперь зелеными и стали на своем месте, и пастырь радовался за них, что все они оправились и заживили свои трещины. «Они всегда были верными и добрыми, хотя имеют между собою зависть и соперничество о первенстве и достоинстве; только глупы люди, спорящие между собою о первенстве. Впрочем, они были добры в других отношениях, послушались заповедей, исправились и скоро покаялись, потому и место их в башне. Если же кто-нибудь из них возвратится к раздору, будет изгнан из башни и погубит жизнь свою. Ибо жизнь званых Богом состоит в соблюдении заповедей Господа, в этом жизнь, а не в первенстве или каком-либо достоинстве».

Подали и те, которые прежде имели ветки НАПОЛОВИНУ СУХИЕ; ветки некоторых их них оказались все зелеными, других — полусухими, иных — сухими и поврежденными, а иных — зелеными и с отростками. «Это привязанные к мирским занятиям и отчуждавшиеся от общения со святыми, и потому половина их жива, половина мертва. И из них многие, послушавши заповедей, покаялись и получили место в башне. Некоторые же вовсе отпали; для них нет покаяния, потому что они хулили Господа, и наконец отвергли Его, и за это нечестие они потеряли жизнь свою. Но многие из них двоедушествовали, этим еще есть покаяние, и если вскоре покаются, будут иметь жилище в башне; если позднее — будут обитать на стенах; если же совсем не покаются — потеряют жизнь свою.»

Потом подали те, у которых ветки прежде были НА ДВЕ ТРЕТИ ЗЕЛЕНЫЕ И НА ТРЕТЬ СУХИЕ; многие из них подали ветки зеленые, многие полусухие, прочие же сухие и гнилые. Пастырь пояснил: «Они означают тех, которые, будучи различным образом совращены, отреклись от Господа; из них многие покаялись и уже получили место в башне; а иные навсегда отпали от Бога и совсем потеряли жизнь. А некоторые из них двоедушествовали и возбуждали раздоры: им еще есть покаяние, если вскоре покаются и откажутся от своих удовольствий; если же останутся при своих делах, то приготовят себе смерть.»

Далее подали те, у которых до того ветки были НА ДВЕ ТРЕТИ СУХИЕ, А НА ТРЕТЬ ЗЕЛЕНЫЕ; из них многие подали полусухие, некоторые сухие и гнилые, другие полусухие и с трещинами, а иные зеленые. «Это суть верные, но, обогатившись и обретя славу среди людей, они впали в большую гордость, стали высокомерными, оставили истину и не имели общения с праведными, но жили вместе с грешниками, и эта жизнь казалась им приятнее; от Бога, впрочем, они не отпали и сохраняли веру, только не творили дела веры. Многие из них уже покаялись и стали обитать в башне. Другие, живя с грешниками и набравшись надменного тщеславия у них, совершенно отошли от Бога, предавшись делам грешников, такие люди причислились к грешникам. Некоторые же из них начали колебаться, не надеясь спастись по делам, ими совершаемым; другие пришли в сомнение и стали возбуждать несогласия. И тем и другим еще есть покаяние, но покаяние их должно быть немедленным, чтобы осталось для них место в башне. А тем, которые не раскаются, пребывая в своих удовольствиях, скоро предстоит смерть.»

Потом подали те, у которых прежде ветки были ЗЕЛЕНЫ, НО НЕМНОГО И СУХИ, И С ТРЕЩИНАМИ; из них некоторые возвратили ветки зеленые, другие же зеленые и с побегами; и они отошли на свое место. «Они всегда были добрыми, верными и славными у Бога, но согрешили несколько раз по причине небольших удовольствий и мелких несогласий, которые имели между собою. Услышав слова мои, очень многие тотчас покаялись, и место их стало в башне. Некоторые из них пришли в сомнение, а некоторые, сверх того, произвели большой раздор. Для таких есть надежда покаяния, потому что всегда были добрыми и едва ли кто из них умрет.»

Наконец, у тех, у которых в ветках было НЕМНОГО ЗЕЛЕНИ, а остальное засохло, ветки большею частью оказались зелеными, с отростками и даже с плодом на них, а остальные были зеленые, этими ветками пастырь весьма был доволен. И каждого он отправлял на свое место. «Это те, кто только уверовали в Бога, но творили беззаконие; впрочем, они никогда не отступали от Бога, но всегда охотно носили Его имя и с любовью принимали рабов Божиих в дома свои. Услышав о покаянии, они немедленно покаялись и делают всякую добродетель и правду. Некоторые из них претерпели смерть, а другие охотно перенесли несчастия, помня о делах своих, — всем таковым место будет в башне».

Окончив объяснение всех веток, он повелел мне: «Пойди и скажи всем, чтобы покаялись и жили для Бога, потому что Господь, по Своему милосердию, послал меня дать всем покаяние, даже и тем, которые по делам своим не заслуживают спасения. Но терпелив Господь и хочет, чтобы спаслись призванные Его Сыном. И ты ходи в этих заповедях и будешь жить с Богом; и все, кто только будет верно исполнять их, будут жить с Богом».

(«Пастырь» Ерма – раннехристианское произведение II века.)

***

Зная свою веточку, мы можем восплакать Господу: «Господи, видишь гниль мою и трещины мои, но и знаешь, что люблю Жизнь – Тебя, и хочу быть зеленой ветвью. Оживи меня!»
Зная себя и свою веточку, можем кротко в Вербное воскресенье пребывать в молитве, со смирением, потому что нечем нам гордиться.
Со смирением, но не с печалью. А с радостью. Потому что РАДОСТЬ – это заповедь, данная Пастырем: «Удаляй от себя печаль, и не оскорбляй Святого Духа, в тебе живущаго, чтобы он не возопил на тебя ко Господу, и не удалился от тебя. Ибо Дух Божий, данный в это тело, не терпит печали. Итак, облекись ты в радость, которая всегда имеет благодать пред Господом и угодна Ему, и утешайся ею. Ибо всякий радующийся человек делает доброе и помышляет о добром, и презирает печаль. А человек печальный всегда зол, во-первых потому, что оскорбляет Святого Духа, который дан человеку радостный, и во-вторых потому, что он делает беззаконие, не обращаясь и не исповедуясь ко Господу… Посему очищайся от злой печали, и будешь жить с Богом; и все будут жить с Богом, которые только отбросят от себя печаль и облекутся в радость».
Читать полностью «Пастырь» Ерма (или, по иному прочтению, Гермы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели