ИЗГНАНИЕ АДАМА ИЗ РАЯ.

Душа наказана. Она не может вернуться в рай. Мы несем епитимию скорби, поэтому короткие мгновения радости и счастья обязательно сменяются скорбью.

Душа осуждена жить на земле, чтобы в труде пережить раскаяние.

Адама сидел пред вратами Рая, и рыдал, и плакал: Раю мой, Раю, меня ради насажде́нный, и вот теперь затворе́нный.

«Се́де Адам *пря́мо [напротив] рая́, и свою наготу́, рыдая, пла́каше: «Увы мне, пре́лестию лукавою увеща́нному, и окра́денному, и славы удале́нному! О, Раю́, уж впредь твоея́ сладости на наслажду́ся, уж не узрю Господа и Бога моего и Создателя; в землю *бо [ибо] пойду, от нея́же взят был. Милостивый, Щедрый Господи! Вопию́ Тебе! Помилуй мя, па́дшаго!» (Стихира на «Господи, воззвах»).

Плач раскаяния Адама. Плач нашей души.

Но в самом ли деле это раскаяние?

Нет. Зачастую это лишь плач о потерянном благе.

Это не плач о том, что причинил скорбь Господу. Не плач о Боге, а плач о себе, хорошем. О том, что прежде было хорошо, а теперь плохо.

В этом плаче нет скорби о том, что Богу причинена боль. Без Бога плохо – вот и плачет Адам. А что Богу причинена боль – не видит. А если и видит умом, то не чувствует сердцем.

Часто мы скорбим о том, что утеряли благо. Но не о том, что причинили вред.

Путь к подлинному покаянию долог; опыт приобретается не сразу.

Начинается он с плача о себе «любимом», о потерянном. Продолжается постепенным проникновением в душу боли от осознания содеянного зла. От этой боли бежать не правильно. Важно впустить ее в себя, пережить бездну последствий своих поступков, принять вину. И с этим принять в душу людей, которым причинил страдания. А через людей – принять Бога, которого оскорбил, обесчестил, лишил связи с собой. Принять Бога, Который снимет и вину, и ее последствия.

Только когда мы признаем свою вину, Бог может ее снять. Если вина не признана – «нечего» снимать, Бог не может избавить нас от боли души, боли совести.

Признание вины освобождает и облегчает. Если не наступает облегчения, значит, еще не состоялось признание, значит еще есть оправдания, «извинения» себя, значит вина частично перекладывается на других или не признается за вину; добро и зло еще слиты в сознании, не расцеплены, зло еще оправдывается.

И много еще других видоизменений раскаяния нужно пройти, прежде чем оно углубится, состоится, и раскроет в нас полноту Царства Небесного.

Да, уже не Рая. Рай остался в прошлом. Нам дано лучшее рая –Царство Небесное. Оно прекраснее. И, в отличие от рая, находится не в каком-то одном месте. А в нас самих, и вокруг нас, и везде.

Везде, во всем мире, во всей вселенной уже насажден зародыш Царства Небесного, его росток. Оно уже присутствует в мире. И потому мир вновь стал «настоящим». Лелеять мечты о «рае», и считать этот мир местом, откуда нужно сбежать – не верно. Этот мир освящен ростком Царства Небесного. Войти в него можно только, оставаясь в этом мире; и только через покаяние.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Перейти к верхней панели